Тем не менее «Приключения Коннлы» дали повод для долгих споров по поводу предполагаемого дохристианского наследия в древнеирландской литературе. Чтобы прояснить этот момент, нам надо посмотреть на те элементы в тексте, которые вполне могут быть традиционными, то есть дохристианскими. Первый — это тема «женщины‐власти», с которой мы уже встречались. Её ядро — это парадигма, почти точно унаследованная от дохристианской эры; она, скорее всего, образовывала ключевое аспект того, как ирландцы‐язычники представляли себе приобретение и успешное поддержание королевской власти: юного аристократа призывает полубожественная женщина, и секс с ней передаёт юноше власть. Непонятно, до какой степени это поверье было именно религиозным, даже в языческие времена. Однако то, что этот мотив власти оказался поразительно «долгоиграющим», и то, насколько он был важен в инаугурационных церемониях королей ещё долгое время спустя после обращения Ирландии в христианство, предполагает его значительную идеологическую важность в дохристианской культуре.

― Ирландские мифы. От Племён Богини Дану и Кром Круаха до «кельтских сумерек» и Самайна, Марк Уильямс — Манн, Иванов и Фербер, 2024.